Рекомендации для психологов, работающих в зоне экстремальной ситуации

В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга (Lasogga, Gash) разработали ряд рекомендаций для пси­холога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Эти рекомендации полезны как психологам при непосредственной работе в местах массовых бедствий, так и для подготовки спасателей и сотрудников специальных служб.

При работе с пострадавшими:
- Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности.
— Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание.
— Не проявляйте нервозности.
— Избегайте упреков.
— Спросите по­страдавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?»
— Если вы ис­пытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.

Правила первой помощи для психологов:
- В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормаль­но. Оптимальным является средний уровень возбужде­ния.
Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. На­дежда на успех лучше, чем страх неуспеха.
Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и ре­шите, какая помощь (помимо психологической) требу­ется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуж­дается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких по­страдавших.
Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете.
Узнайте имена нуждающихся в помощи.
- Скажите по­страдавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.
Осторожно установите телесный контакт с пострадав­шим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уров­не, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к постра­давшему спиной.
Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, ка­кие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.
Рас­скажите о вашей квалификации и опыте — профессиональная компетентность успокаивает.
Помогите пострадавшему поверить в его собственную ком­петентность. Дайте ему поручение, с которым он спра­вится. Используйте это, чтобы он убедился в собствен­ных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.
Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его актив­но, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пе­ресказывайте позитивное.
Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструкти­руйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.
Привлекайте людей из ближайшего окружения постра­давшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
- Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным кон­кретные задания.
Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных уп­ражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовлен­ный модератор.

 




Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СПАМ-фильтр *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>